Дилетантов прошу не беспокоить!
В чем у нас сегодня нет дефицита, так это в информации. Мы каждый день стараемся не утонуть в ее потоке и учимся отделять необходимое от лишнего. Однако когда дело близится к поиску конкретного специалиста, мы предпочитаем получить личные рекомендации от знакомых, а вот к рекламе относимся с недоверием. Можно ли самостоятельно найти нужного специалиста и если да, то по каким критериям? Мы предлагаем вашему вниманию проект, в котором профессионалы из разных областей и наши читатели делятся секретами поиска нужных специалистов.
Как найти своего врача
Иногда мы готовы два дня потратить на поиски лучшей СТО для любимой машины, а выбирая врача, идем по пути наименьшего сопротивления: ограничиваемся тем, что ближе к дому, занимаемся самолечением «в интернете», внемлем советам соседки из квартиры напротив. Наверное, многие из нас попадали в странные ситуации после такого выбора. Мы попросили наших подписчиков поделиться своими историями https://www.facebook.com/depoua/posts/4538492222891901. Таково мнение пациентов. Думаем, не лишними станут и опыт собственно врача - руководителя клиники, эксперта медико-фармацевтического рынка и основателя медицинского онлайн-хаба.
Ирина Деревянко, к.м.н., директор маркетингового агентства ASAP GROUP
Скажу сразу - универсального совета в поиске своего врача нет, поскольку каждый раз мы попадаем в разные ситуации и каждый раз критерии выбора врача или медцентра абсолютно разные. Но назвать наиболее популярные маркеры и развеять мифы вокруг них я попробую.
Врач рядом с домом
Это достаточно приемлемый вариант, даже если это врач средней квалификации с ограниченными возможностями диагностики, ибо вы не рассматриваете услуги слишком дорогих частных клиник. Например, семейный врач или узкий специалист для «хроника», когда нужны рутинные назначения и четко прописано лечение. Таким образом, обеспечивается комплаенс пациента и его готовность лечиться регулярно и систематически.
Врач с регалиями
Никакие звания и научные степени не сравнятся с опытом врача, у которого есть постоянный поток пациентов с конкретной патологией. Особенно это касается хирургии. Лично я стремилась бы попасть на прием к заведующему стационара, не исключено, что в государственное медучреждение. Консультации у профессора есть смысл добиваться в определенных сложных случаях, созвучных его научной специальности, плюс нужно быть готовым в финансовом плане, так как консультация профессора априори стоит в разы дороже приема обычного специалиста.
Second opinion
Доктору, который лечит постоянно, легче отслеживать изменения у пациента в динамике или проводить рутинные лечебные манипуляции. Однако бывают ситуации, когда второе (третье, четвертое) мнение оправдано, например, в спорных ситуациях по постановке диагноза, при радикальном изменении лечения, решении вопроса о проведении операции. В таких случаях актуально альтернативное мнение, чтобы получить понимание относительно всех возможностей и рисков. Если вас не устраивает что-то конкретное в определенном медцентре, есть определенные сомнения или не устраивает цена – вы ищите своего врача дальше.
Частная или государственная клиника
Вопрос даже не в том, что услуги в частных клиниках значительно дороже. Произошла коммерциализация медицины со знаком «минус»: во многих клиниках персонал прослушал тренинги о том, как зарабатывать и увеличивать средний чек, и врача поставили в ситуацию, когда он должен предложить неоправданно дорогие манипуляции или анализы. Что касается квалификации врачей, особенно хирургов, то в «государственных» она часто выше частных, хотя бы потому, что они практикуют на потоке. А вот за сервисом, уходом и условиями пребывания - в платную клинику однозначно.

Отзывы пациентов о врачах
Не открою тайну, если скажу, что часто отзывы могут быть сфабрикованы или созданы на заказ. Но есть и вполне реальные. Не стоит забывать, что они могут иметь рекламный характер и быть черным пиаром.

Форумы о методах лечения
Специфика последних 10 лет заключается в том, что медицинская информация перестала быть монополией только медиков. И первый врач, к которому обращается человек - это Google. Но далее при обработке полученной с монитора информации должно включаться критическое мышление, потому что личный опыт блоггера или копирайтера не всегда обьективен.
.
Игорь Образцов, главный врач «Клиники Образцова», к.м.н., отоларинголог, психотерапевт

Ко мне нередко обращаются пациенты с просьбой подсказать врача или медцентр, если в моей клинике нет нужных специалистов. Медики, конечно, имеют свой пул знакомых узких профи. Но не всегда принято давать контакты без согласования. Могу просто посоветовать кого-то, а пациент уже ищет контакты сам, например, в сети. И здесь очень кстати оказываются сервисы, которые собирают всю необходимую информацию о специалистах. Среди основных востребованных и постоянно модернизирующихся я бы назвал прежде всего Doc.ua. Недавно у них появилось мобильное приложение, которое можно загрузить через App Store или Google Play Store. Врача можно выбрать по рейтингу, ознакомившись с его квалификацией, опытом, отзывами о нем. Что бы ни говорили об эпохе диджитализации, около 90% полезной информации на стадии выбора для пациента все равно идет от общения по телефону. Чтобы получить всю необходимую информацию, к разговору с оператором колл-центра или администратором клиники предлагаю подготовиться, даже составить список вопросов, чтобы ничего не пропустить: локация, комплекс услуг, исчерпывающая информация и реальные расходы, время приема, которое часто подстраивается под клиента, подробная информация о подготовке к исследованию (анализ крови или УЗИ натощак, например).. Прекрасно, когда пациенту предлагают полное информационное сопровождение.

Что касается рекламирования клиник и врачебных услуг, не думаю что стоит от этого шарахаться - сегодня все, кто хочет удержаться на плаву, вынуждены обращаться к рекламе. Но часто бывают акции, программы, в которых просто не договаривают информацию, и на бесплатной консультации возникают непредвиденные расходы в виде обследований и дополнительных анализов. Поэтому всегда нужно звонить и уточнять, что входит и что не входит в пакет акции, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. У нас тоже есть акции и дисконты, но мы позиционируем себя как клиника экспертного класса и никогда не работаем с генераторами скидок - это наш принцип. Мы сотрудничаем только с профессионалами в медицинской сфере.

Что говорят наши читатели

Виктория Дубовская
Киев, 30 лет, специалистка по рекламе


Если по пунктам, то моя стратегия выбора врача такова:
1) выбрать клинику с приемлемым для вас соотношением цены и услуг;
2) почитать отзывы и о клинике, и о специалисте, к которому записываетесь;
3) если вам какие-то назначения кажутся некорректными, узнать больше об этих препаратах или процедуре (можно даже проконсультироваться с другим врачом);
4) читайте отзывы, но отделяйте просто хамство и выбросы негатива от конструктивной критики; также обратите внимание, отвечает ли на отзывы сама клиника (если да, то по крайней мере в плане работы с клиентами у них все хорошо);
5) если вам два раза не понравилось обслуживание в выбранной клинике - меняйте клинику. Тем более, что выбор сейчас огромный;
6) не экономьте и относитесь к состоянию своего здоровья внимательно.
Сергей Зленко
Киев, 41 год, юрист


Я ищу врача по советам своих знакомых. Обращаюсь к людям пожилого возраста. Они знают, где работает лучший врач с хорошим опытом и профессионал в своем направлении. А в вопросе здоровья не всегда нужно доверять информации из интернета.
Виктория Хмель
Киев, 41 год, частный предприниматель

По-разному приходилось. И опыт тоже разный. Для детей в основном прошу рекомендации проверенного узкого круга людей. И когда нахожу "своих врачей" - контакты холю, лелею и сильно храню. Для себя при поиске нужного специалиста тоже стараюсь собрать информацию и рекомендации, реже отзывы читаю в интернете и «гуглю» разные источники.
Пациентская система онлайн
Сергей Казанцев, основатель и СЕО медицинского онлайн-хаба Doc.ua

Хорошо, когда среди твоих знакомых есть доверенное лицо, которое знает лично нескольких врачей и может тебе посоветовать необходимого специалиста. И когда ты можешь доверить этому человеку секреты, связанные с твоим здоровьем. Но зачем перед кем-то "оставаться в долгу", если в несколько кликов можно самостоятельно найти необходимого специалиста, к тому же абсолютно бесплатно. Doc.ua - это независимая платформа, и для нас важно дать клиенту все условия для непредвзятого выбора. Мы разработали уникальную систему рейтинга специалистов, которая включает стаж работы, врачебную квалификационную категорию, ученую степень и отзывы пациентов. Отзыв на платформе может оставить только тот, кто записался через Doc.ua и действительно посетил врача.

Нужного специалиста найти легко: ставишь фильтр по рейтингу, количеству отзывов, местоположению, популярностью, цене или стажу - и сразу же записываешься на прием. С помощью сервиса можно вызвать врача на дом, записаться на онлайн-консультацию или в диагностический центр, получить скидки на анализы, забронировать препараты с доставкой. У нас есть услуга записи и сопровождения на хирургические операции. В сентябре мы ввели новый сервис, который позволяет нашим клиентам не откладывать свое здоровье на потом - "Кредитная линия от Doc.ua".

Мы являемся пациентской системой и для нас важно, чтобы мы были доступны в любом месте и в любое время. Поэтому с Doc.ua можно взаимодействовать через веб-сайт, приложение, с помощью ботов в мессенджерах, которых разработали наши друзья из Foxtrot Digital, использовав технологию Corezoid Process Engine (Corezoid.com). Или же можно просто позвонить и записаться к врачу через наш call-центр. Кстати, очень удобно не только пациентам, но и врачам.
Где я нашла постоянные скидки на анализы
Лолита Савина,
Киев, 26 лет, инженер - механик


Мне как-то очень нужен был хороший невропатолог, так как все предыдущие, к которым я обращалась, мне не помогли. И я его нашла на Doc.ua. У меня был огромный перечень анализов, которые нужно сдать, и тут мне как раз пришла SMS-ка о скидке, которую я "сгенерировала" себе на сервисе. Я тогда смогла хорошо сэкономить.

Также на этом ресурсе всегда есть акции, которые радуют глаз. Особенно они пойдут на пользу тем, кто откладывал визит к врачу (не важно какой специализации) по разным причинам в долгий ящик. Я была на приеме у врача по акционной цене один раз. Подход такой же, как и на обычном приеме, отношение ничем не отличается.

И вот, наверное, самое важное: когда я начала пользоваться этим медицинским онлайн-хабом, изменилось мое отношение к медицине и к врачам. У нас сейчас модно ругать здравоохранение, и говорить, что все врачи неучи и только смотрят тебе в карман. С поиском врачей на удобной платформе пришло понимание того, что хорошие врачи есть, и ты с удовольствием и благодарностью платишь за их труд и профессионализм.